CASUS INCURABILIS (Неизлечимый случай)

Главная страница. Дмитрий Викторович Книги Бурба Д.В. Моим клиентам Аюрведа

"Если мы отказываемся видеть Бога при жизни, Он предстанет перед нами в образе жестокой смерти."
Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами
"Преданного слугу Господа не тревожат никакие материальные обстоятельства, даже самое страшное из них – смерть".
Шри Шримад Харикеша Свами Вишнупад
"Все, кто по-настоящему отдавались философии, ничего иного не делали, как готовились к умиранию и смерти"
Платон
"Ощущение присутствия Бога доступно каждому человеку, если он не будет давать себя замотать суетой ежедневной жизни".
А.И. Солженицин
Олдос Хаксли писал: «Во всех великих религиях можно найти пессимизм и оптимизм. Пессимизм, распространяющийся на состояние мира и на человеческую природу, какою она явлена в большинстве людей. И оптимизм относительно возможности каждого превзойти природу человека: надо лишь захотеть этого и знать, что следует делать». Именно к такому деятельному оптимизму, не закрывающему глаза на реальность, призывает автор в своей работе, написанной под впечатлением общения с онкологическими больными.
Для всех, кто задумывается над вечными вопросами жизни и смерти.

ПРЕДИСЛОВИЕ К ИСЦЕЛЕНИЮ

Как ясно над тобой сияет отблеск Бога,
Как злой огонь в тебе томителен и жгуч…
В.С. Соловьев

Трудно писать предисловие к книге, посвященной послесловию к жизни. Ведь то, что, как правило, происходит с человеком после осознания онкологического диагноза, вряд ли можно, с обыденной точки зрения, уже счесть жизнью. Нет недугов, страшнее душевных! – легкомысленно говорим мы в перерыве между головной и зубной болью. Что же сказать о состоянии, сама мысль о котором причиняет нам и душевные, и физические страдания…
Однако автор со всей деликатностью и терпимостью, присущими подлинно религиозному человеку, приглашает не только задуматься над тем, от чего отторгается все человеческое естество, но вслед за своими великими учителями показывает, что это-то естество в наименьшей степени есть ты. И твое отношение к собственной жизни и смерти следует осознать не в плоскости земного бытия, а на трагичной и прекрасной вертикали, связывающей тебя с Богом.
В эпоху повальной моды на «шейпинги», «бодибилдинги», «гербалайфы» и прочие достижения «гигиенической» американской цивилизации, автор предлагает нам нечто принципиально новое – систему гигиены души. Впрочем, так ли уж это ново? Не к тому ли, собственно, стремились все мировые религии? Не над этим ли бились лучшие философские умы? Все так. Но никогда спор о душе не принимал еще столь напряженного характера. Три века разрушения религиозного сознания, внедрения в умы психологии рационализма, индивидуализма и индустриального «прогресса» закономерно обернулись атеистическим живодерством века двадцатого. «Перед лицом Вечности душа падает навзничь», - написал Плотин в третьем веке нашей эры… А современный человек с муравьиной серьезностью делает гимнастику для похудения или опрометью бежит от инфаркта, все больше отдаляясь от своего «лежащего навзничь» подлинного «я». Это состояние шизофренической изолированности души современного человека от Бога очень точно описал замечательный британский мыслитель Г.К. Честертон. «Когда человек, не верящий ни во что и ни в кого, останется один в своем кошмаре, - пророчески утверждал он в самом конце XIX века, - тогда с мстительной иронией запылает над ним великий лозунг индивидуализма. Звезды станут точками во мгле его сознания, лицо матери – бессмысленным рисунком на стене его камеры. А на дверях будет ужасная надпись: «Он верит в себя». Собственно, о том же знаменитое розановское: «Бог тем, где «Я не могу». Так, где «я могу», Бога нет».
Что может быть беспомощней положения безнадежного больного? Только ситуация безнадежно «здорового». Неторопливо и заблаговременно автор пытается объяснить читателю путь к подлинному исцелению – без служб реанимации, интенсивной терапии или химических панацей. Уверенность в правоте предложенного пути он черпает из древнего и мощного источника – ведической культуры, философии и этики кришнаизма, традиции которых и несет в современный мир Общество сознания Кришны. Джаянанда дас – в миру – Дмитрий Викторович Бурба – пришел к своей духовной работе с пациентами Обнинского онкологического центра и по своим религиозным убеждениям, как член Общества, и под влиянием серьезных семейных обстоятельств. Тем ценнее опыт и слово. Тем удивительней мягкость интонации, свободной от предубеждения и нетерпимости, интонации, в которой проглядывает так свойственная ему грустная улыбка.
Впрочем, уместна ли вообще улыбка в разговоре на подобную тему? Да, если принять эту тему как поиск пути к подлинному себе. А вот, как оказывается, возможно понять лишь на грани – жизни и смерти, отчаяния и надежды, смеха и слез. Переживания души, оказавшийся на этой грани, хорошо передает все тот же Честертон: «Свод над нами глух не потому, что Вселенная неразумна. Это не бессердечное молчание бесконечного, бессмысленного мира; оно больше похоже на сострадательную, внезапную тишину в комнате больного. Быть может, нам из жалости дали трагедию, а не комедию – неистовая сила Божественного сбила бы нас с ног, как пьяницу в фарсе. Нам легче перенести наши слезы, чем потрясающее легкомыслие ангелов. Возможно, мы заключены в звездной палате молчания, ибо смех слишком громок для нас».
Тема осознанного отношения к смерти как пути к освобождению трудна для литературного воплощения. Даже когда к тебе приходят на помощь такие учителя и авторитеты, как Свами Прабхупада, Лев Толстой и Александр Солженицын. Свой собственный голос автор смиренно приглушает. Тем интересней и напряженней к нему прислушиваешься. Чтобы услышать о главном – о свободе, как заслуженной награде за подлинно нравственную жизнь. О свободе не как потере собственной личности, а как о знакомстве с нею. Ведь «живое существо так же входит в состояние освобождения, как птица влетает в крону дерева, как зверь вбегает в лес или как самолет взмывает в небо. Ни в одном из этих случаев индивидуальность не утрачивается».
Свою книгу «о жизни, болезни, смерти и о том, что над ними» автор скромно называет «заметками». Для обитателей страны, в которой ложная этика смерти за «народное дело», мировую революцию» или «власть Советов» калечила земные жизни и бессмертные души семь десятков лет. Ваши заметки более чем своевременны. За то, что нелишний раз обратили наше суетное, ускользающее сознание к вечной теме, спасибо Вам, Дмитрий Викторович. Харе Кришна, Джаянанда дас!
Кандидат исторических наук Т.А. Филиппова (Институт российской истории
Российской Академии наук)

Сайт создан в системе uCoz

The site is frozen in its state in 2010s.