Христианство и Веды


Главная страница Дмитрий Викторович Книги Д. В. Бурбы Моим клиентам
Фрагмент книги Дмитрия Бурбы «Христианство и Веды», в которой автор убедительно показывает духовное единство двух великих религиозных традиций.

(Книга была написана в первой половине 90-х годов прошлого века)
Христианство  

« Каково соотношение между культурой христианской (в частности, православной) и ведической? Этот вопрос волнует, наверняка, многих наших читателей. Конечно, хочется верить в то, что Истина одна, что она существует объективно, и что путь к ней указывают все настоящие религии. Но почему же тогда столько кажущихся противоречий? Почему представители каждой из религий зачастую утверждают, что только их религия истинна? Как разобраться во всем этом?

Мы надеемся, что публикуемые нами фрагменты из книги Дмитрия Бурбы «Христианство и Веды» помогут пролить свет на многие из этих вопросов. Разделив себя на двух персонажей: отца Дмитрия и Джаянанду даса — автор этой книги убедительно показывает духовное единство двух великих религиозных традиций».

. . .
Отец Дмитрий: Индийское «духовное бытие» безлично. Христианство есть путь благодати, индуизм же — путь горделивого самоутверждения, попытка овладеть Истиной своими силами, то есть, по сути дела, попытка поставить себя на место Бога. Даже один из самых «либеральных» наших священников, отец Александр Мень, в одной из своих проповедей говорил об отличии Иисусовой молитвы от мантры: «Это не просто растворение в океане духовности, а общение с личностью, встреча с Христом».

Джаянанда дас: Ваша критика индуизма справедлива, но лишь отчасти. Только лишь часть индуистов придерживается монистических представлений, согласно которым Абсолют — это безличный Брахман; лишь он обладает реальным существованием, а индивидуальное существование души и материальный мир объявляются иллюзией. Цель имперсоналистов — преодолеть свое индивидуальное существование и слиться с Брахманом. Именно эта трактовка индуизма приобрела наибольшую популярность на Западе. Тому есть исторические причины: в 1892 г. в Чикаго состоялся «Парламент религий», на котором с большим успехом выступил Свами Вивекананда. Его трактовку индуизма неискушенный западный слушатель и принял за подлинную мудрость Вед. Также в значительной степени своей популярностью на Западе имперсональная концепция обязана особенностям мировосприятия современного западного человека.

Большинство вайшнавов (тех, кто поклоняется Вишну, Кришне, Раме и другим воплощениям Господа) считают, что концепция безличности Абсолюта в индуизме появилась сравнительно недавно, в VII веке, благодаря Шанкарачарье. Вайшнавы видят в безличном Абсолюте сияние трансцендентного тела Всевышнего Господа, а каждую душу рассматривают как вечную индивидуальность. Индивидуальность не теряется с освобождением; наоборот, после освобождения в полной мере проявляются духовные свойства личности. В духовном мире душа пребывает не в бездействии, а в любовном служении Господу, которого Иисус называл Отцом Небесным.

Отец Дмитрий: Бог не просто Отец. Христианам открыта великая тайна о Святой Троице, несекомой и неслиянной: Отце, Сыне и Святом Духе. В православном Символе веры сказано: «Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век; Света от Света, Бога Истинна от Бога Истинна, рожденна, не сотворенна, Единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с Небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса; и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым. Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святого, Господа Животворящего, Иже от Отца исходящаго, Иже с Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки». Христос говорит: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет» (Ин 10.9). Христос дверь, а Отец — дом. «В доме Отца Моего обителей много» (Ин 14.2). Через Христа мы приходим к Отцу. Но, чтобы открылась дверь, необходим ключ — Дух Святой, поскольку Его действием мы познаем истину, которая есть Христос.

Джаянанда дас: В индуизме тоже есть своя «Тримурти» (Троица): Брахма (творец мира), Вишну (поддерживающий мироздание) и Шива (разрушитель Вселенной). Кришна говорит: «Следует понять, что все виды жизни происходят из чрева этой материальной природы, и что Я — Отец, дающий семя» (Б.-г. 14.4). Каждое существо по сути — дитя Бога. И в Библии (Бытие 6.4) упоминаются «сыны Божии» во множественном числе. Иисус называл сыном Бога не только себя, но всех призывал обращаться к «Отцу вашему Небесному» (Мф 6.32). Душа, будучи частицей Господа, качественно равна Ему, она также духовна. Однако Господь «Вибху» (Величайший), а душа «анну» (мельчайшая). Для иллюстрации этого положения Упанишады сравнивают Господа с пламенем костра, а индивидуальные души — с искрами. Как искры, покинув костер, теряют свою огненность, так и душа, упав в материальный мир, оказывается заключенной в теле, скрывающем ее духовные свойства сат-чит-ананда (вечность-знание-блаженство). Однако существует такое понятие как шактьявеша-аватара — Существо, выполняющее определенную божественную миссию и наделенное Господом для этого особой энергией.

Аналогом Святого Духа можно считать Параматму (Сверхдушу). Как Святой Дух «дышит, где хочет» (Ин 3.8), так и Параматма присутствует повсюду: в каждом атоме, в сердце каждого существа. Об этом Кришна говорит: «Я есть Параматма, пребывающая в сердцах всех живых существ, Я — их начало, средина и конец» (Б.-г. 10.20); «Я нахожусь в сердце каждого, и от Меня исходят память, знание и забвение (Б.-г. 15.15). В Шримад-Бхагаватам (1.2.11) сказано, что «сведущие трансценденталисты, познавшие Абсолютную Истину, называют эту недвойственную субстанцию Брахманом (безличным Абсолютом), Параматмой или Бхагаваном (Всевышним)». Эти три аспекта можно сравнить с Солнцем (Бхагаван), поверхностью солнечной сферы (Параматма) и солнечным сиянием (Брахман). О последнем Кришна возвещает: «Я — основа Брахмана, бессмертного и нетленного, который является олицетворением вечной религии и абсолютного счастья» (Б.-г. 14.27). Джняна-йоги стремятся раствориться в безличном Брахмане, аштанга-йоги медитируют на Параматму в своем сердце, а бхакты поклоняются Бхагавану (Всевышнему Господу).
. . .

 

 
Из форума: « Для тех, кто не знает, кто такой Джаянанда Дас (Дмитрий Бурба), поясним, что он – Личность, принадлежащая одновременно как к западной, так и к восточной религиозным традициям».
 

Сайт создан в системе uCoz