Аюрведическая конституция |
Главная страница | Вам... | Аюрведа | Дмитрий Бурба |
| Согласно Аюрведе, лечение и профилактика болезней должны осуществляться в соответствии с нашим уникальным типом тела, или аюрведической конституцией. Язык Аюрведы— это язык природы. Поэтому для своей классификации она использует слова, которые мы можем сразу себе представить и ощутить. Итак, существует три основных типа конституции: Каждый из нас относится к какому-то типу. Иногда бывают смешанные конституции, например вата-питта или питта-капха и т.д. Согласно Аюрведе, все сущее в мире состоит из паньча-махабхутов (пяти первоэлементов): акаши (пространства), ваю (воздуха), джалы (воды), агни (огня) и притхви (земли). Будучи вездесущими, они смешаны в бесконечном разнообразии относительных пропорций таким образом, что каждая форма материи является совершенно уникальной. Хотя каждый первоэлемент имеет присущий ему ряд признаков, только некоторые из них заметны в каждом конкретном случае. Постоянно видоизменяясь и взаимодействуя друг с другом, они порождают ситуацию динамического потока, который обеспечивает всемирное движение. |
Например, в рамках простой отдельно взятой клетки элемент земли преобладает в обеспечении клеточной структуры. Элемент воды присутствует в цитоплазме, или жидкости, находящейся внутри мембраны клетки. Элемент огня регулирует метаболические процессы, управляющие клеткой. Элемент воздуха преобладает в газах, содержащихся в клетке. Занимаемое клеткой пространство указывает на последний из элементов – акашу, или эфир. Таким образом, понятие о паньча-махабхутах лежит в основе всех диагностических и лечебных методов Аюрведы и является наиболее ценной медицинской теорией, позволяющей успешно выявлять и лечить болезни тела и ума. Когда доши сбалансированы, то есть находятся в состоянии равновесия, со здоровьем всё в порядке. Великий аюрведический мудрец Чарака сказал: «Вата, питта и капха поддерживают целостность живого человеческого организма в его нормальном состоянии и сочетаются друг с другом таким образом, чтобы делать человека цельным существом с сильными индриями (органами чувств), здоровым цветом лица и несомненным долголетием». Болезнь возникает только тогда, когда имеется дисбаланс трех дош. |