Аюрведическая конституция
Аюрведическая конституция

Главная страница Вам... Аюрведа Дмитрий Бурба

Согласно Аюрведе, лечение и профилактика болезней должны осуществляться в соответствии с нашим уникальным типом тела, или аюрведической конституцией.

Язык Аюрведы— это язык природы. Поэтому для своей классификации она использует слова, которые мы можем сразу себе представить и ощутить.

Итак, существует три основных типа конституции:
«воздушная» (на санскрите — вата),
«огоненная» (на санскрите — питта),
«слизистая» (на санскрите — капха).

Каждый из нас относится к какому-то типу. Иногда бывают смешанные конституции, например вата-питта или питта-капха и т.д.

Согласно Аюрведе, все сущее в мире состоит из паньча-махабхутов (пяти первоэлементов): акаши (пространства), ваю (воздуха), джалы (воды), агни (огня) и притхви (земли). Будучи вездесущими, они смешаны в бесконечном разнообразии относительных пропорций таким образом, что каждая форма материи является совершенно уникальной. Хотя каждый первоэлемент имеет присущий ему ряд признаков, только некоторые из них заметны в каждом конкретном случае. Постоянно видоизменяясь и взаимодействуя друг с другом, они порождают ситуацию динамического потока, который обеспечивает всемирное движение.

Например, в рамках простой отдельно взятой клетки элемент земли преобладает в обеспечении клеточной структуры. Элемент воды присутствует в цитоплазме, или жидкости, находящейся внутри мембраны клетки. Элемент огня регулирует метаболические процессы, управляющие клеткой. Элемент воздуха преобладает в газах, содержащихся в клетке. Занимаемое клеткой пространство указывает на последний из элементов – акашу, или эфир.
В случае сложного многоклеточного организма, например, человека, акаша соответствует пространству внутри тела (рту, ноздрям, животу и т.д.); ваю относится к движению (в особенности к мускульному); агни управляет функционированием ферментов (интеллекта, пищеварительной системы, метаболизма); джала находится во всех жидкостях тела (таких как плазма, слюна, пищеварительные соки); притхви проявляется в твердых структурах тела (костях, зубах, плоти, волосах и т.д.).

Таким образом, понятие о паньча-махабхутах лежит в основе всех диагностических и лечебных методов Аюрведы и является наиболее ценной медицинской теорией, позволяющей успешно выявлять и лечить болезни тела и ума.

Когда доши сбалансированы, то есть находятся в состоянии равновесия, со здоровьем всё в порядке. Великий аюрведический мудрец Чарака сказал: «Вата, питта и капха поддерживают целостность живого человеческого организма в его нормальном состоянии и сочетаются друг с другом таким образом, чтобы делать человека цельным существом с сильными индриями (органами чувств), здоровым цветом лица и несомненным долголетием».

Болезнь возникает только тогда, когда имеется дисбаланс трех дош.

Сайт создан в системе uCoz